ЗапорiжАудит
ЗапорiжАудит.Податки.Право
аудиторськi фiрми

Вівторок, 24.10.2017, 09:52

КОММЕНТАРИИ

к изменениям в НКУ и другие законы в связи с налоговой реформой КМУ

I. ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС (Законопроект № 5079)

Исключено:

9.1.5. збір за першу реєстрацію транспортного засобу;   перешел в экологический налог.

9.1.7. рентна плата за транспортування нафти і нафтопродуктів магістральними нафтопроводами та нафтопродуктопроводами, транзитне транспортування трубопроводами природного газу та аміаку територією України;

9.1.9. плата за користування надрами; стала рентная плата

9.1.10. плата за землю; стал налог на недвижимость

9.1.11. збір за користування радіочастотним ресурсом України; стала рентная плата

9.1.12. збір за спеціальне використання води; стала рентная плата

9.1.13. збір за спеціальне використання лісових ресурсів; в экологический налог.

9.1.14. фіксований сільськогосподарський податок;  единый налог

9.1.15. збір на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства; наконец-то отменен.

9.1.17. збір у вигляді цільової надбавки до діючого тарифу на електричну та теплову енергію, крім електроенергії, виробленої кваліфікованими когенераційними установками; акцизный налог.

9.1.18. збір у вигляді цільової надбавки до діючого тарифу на природний газ для споживачів усіх форм власності. акцизный налог.

10.2.1. збір за провадження деяких видів підприємницької діяльності; отменен.

10.2.2. збір за місця для паркування транспортних засобів; отменен.

10.2.3. туристичний збір.   отменен.

Введено:

9.1.6. рентна плата.

Фактически уменьшение количества налогов и сборов на 13 единиц – лишь декларация. На самом деле, почти все, якобы, отмененные налоги и сборы просто поменяли название и вошли в состав сохранившихся налогов: либо в акцизный налог, либо в экологический налог, либо в единый налог, либо в рентную плату.

Ликвидировали лишь такие мелкие налоги, как, например, туристический сбор и сбор за парковку. Что совершенно правильно, так как кроме раздражения у людей и коррупционных скандалов они за время существования ничего не принесли.

Сохранение якобы ликвидированных налогов и сборов в составе других налогов с сохранением их базы налогообложения означает не только сохранение суммы уплачиваемых налогов, но и сохранение отчетности по ним. Поэтому никакого упрощения или снижения налогового бремени не произойдет. В качестве примера могу указать на сбор за загрязнение окружающей среды, который включал в себя: сбор за загрязнение атмосферного воздуха передвижными и стационарными источниками, сбор за загрязнение водных ресурсов, сбор за утилизацию. Сбор был один, а объектов было много и, соответственно, видов отчетности также было много. То же самое будет и сейчас.

Премьер-министр заявлял, что принятие этого законопроекта приведет к пополнению бюджета на 60 млрд. грн. Часть из них за счет отмены налоговых льгот. Остальное – за счет налогоплательщиков.

Законопроект приведет к дополнительному налоговому бремени.

 1.Введение акциза с розничной торговли подакцизными товарами означает введение налога на налоги: акциз будет взиматься с выручки розничных торговцев, которая включает в себя НДС и акциз производителя.

2. Реформирование налога на прибыль – заявлено 3 разницы, но на самом деле это три ГРУППЫ разниц. Разница в виде отдельных правил для расчета амортизации не упрощает, а только усложняет  учет для производства, потому что амортизация есть составляющая себестоимости и для проведения разниц придется вести отдельный учет налоговой себестоимости по видам продукции. Хуже того, начисленную амортизацию предлагается исключить из остатков готовой продукции, незавершенного производства и незавершенного строительства. А как и когда ее потом включать? Или вообще не включать? Вопросов гораздо больше, чем ответов. Это называется «сблизили» налоговый и бухгалтерский учет!

3. Устанавливаются отдельные правила для ограничения расходов по операциям со связанными лицами - украинскими компаниями, которые не платят налог на прибыль, и нерезидентами. Такие ограничения были и раньше, но в размере 15% стоимости  приобретенных у нерезидентов товаров и услуг. Теперь предлагается 50–процентное ограничение, как по нерезидентам, так и по резидентам.  При этом сохраняется и институт контролируемых операций, который также распространяется на операции со связанными лицами. Опять возникает двойственная ситуация, какими нормами Налогового кодекса нужно будет руководствоваться, что приводит к усложнению учета и администрирования.

4. Перенос срока подачи декларации на 1 июня взаимосвязан с условием уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по май включительно по результатам прошлого года. При этом будут финансово страдать те предприятия, которые были прибыльными в прошлом году и стали убыточными или хотя бы менее прибыльными в текущем году. А кому не понятно, что в нынешних условиях таких предприятий будет подавляющее большинство? Стоит напомнить, что с самого начала введение института авансовых платежей по налогу на прибыль привело к многочисленным спорам налогоплательщиков с налоговыми органами по зачету переплат по налогу на прибыль в счет авансовых платежей. Эта проблема сохраняется, а в нынешней экономической ситуации будет только усугубляться.

5. Более того, в 2015 году в состав расходов согласно ныне действующих норм НКУ должны были быть включены оставшиеся еще с 2011 и более ранних лет  непогашенные налоговые убытки. Однако в законопроекте № 5079 нет ни слова о возможности корректировки финансовых результатов на эти суммы. Из чего следует, что держава намерена «простить» себе такое уменьшение налогообложения, как это уже пытались сделать в 2011 году налоговые органы по убыткам, накопленным до вступления в силу раздела III НКУ.

 6. В ныне действующей редакции НКУ есть норма, согласно которой плательщик налога на прибыль при выплате дивидендов физическим лицам не платит авансовый платеж по налогу на прибыль. Это была правильная норма, которую сейчас отменяют. До  введения такой нормы налогоплательщики, уплачивая авансовые платежи при выплате дивидендов, могли по итогам КВАРТАЛА зачесть эти авансовые платежи в счет уплаты причитающегося налога на прибыль. После ее отмены при условии ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ уплаты авансовых платежей по итогам ПРОШЛОГО ГОДА и возникающей необходимости дополнительно  платить авансовый платеж уже на суммы дивидендов, зачесть их можно будет лишь по истечении отчетного года, то есть не ранее июля следующего года.  Таким образом, держава будет НАПЕРЕД (!!!) собирать налоги в виде двойных авансовых платежей. 

7. Жертвами этого изменения также становятся плательщики единого налога. Для них вообще ставится под сомнение экономическая целесообразность получения дивидендов. Они в результате будут вынуждены платить:

1) Авансовый платеж по налогу на прибыль в размере 18%, который не возвращается и не засчитывается в уплату единого налога;

2) НДФЛ в размере 5% (пока 5, но в любой момент ставка может стать прогрессивной, как для остальных пассивных доходов).

Таким образом для «единщиков» налог на дивиденды будет составлять 23%, а не 5%, как для остальных. Что это как не забытая уже борьба с упрощенной системой налогообложения?

Такие изменения просто будут толкать «единщиков» на использование различных схем. А ведь прелесть единого налога и для них, и для государства как раз и состояла в прозрачности их деятельности. Зачем же портить хорошее дело?

8. Увеличиваются с 1 до 3% ставки налога на землю при наличии денежной оценки, до 12% - предельные границы ставок арендной платы за землю, до 2% - ставка сбора в ПФУ по операциям купли-продажи валюты. Очевиден рост себестоимости товаров и услуг.

Даже в самые худшие времена ставка сбора по валюте не превышала 1,5%. Наверное, сейчас хуже некуда, коль Кабмин пытается ввести такую ставку. Вообще-то стоит напомнить, что дополнительные сборы в ПФУ, в том числе и с операций купли-продажи валюты, вводились в 1998 году ВРЕМЕННО, до погашения задолженности по выплате пенсий. Уже давно в Украине нет задолженности по выплате пенсий, а сборы живы и даже растут как на дрожжах.

 9.  Налог на недвижимость будет платиться с общей, а не с жилой площади. Отменяется необлагаемый минимум площади. Ставка – до 2% минимальной зарплаты (в 2014 г. – 24,36 грн. за 1 кв. м). Уже сейчас можно сказать, что особенно «счастливы» будут малообеспеченные (в том числе и жильем) слои населения. Им также придется платить налог. Кроме того, в объект налогообложения включается нежилая недвижимость: офисы, промышленные и складские помещения, бани, гаражи (последние не облагаются, если они принадлежат физическому лицу и их площадь  менее 30 кв. м) и т.д. Это также неизбежно приведет к росту себестоимости продукции, товаров, услуг.

10. Несмотря на замораживание зарплат, увеличение ставок налогов, прямо касающихся физических лиц, законопроектом снова ограничивают (заметим, уже 10 лет) размер налоговой социальной льготы.

11. Введение прогрессивной ставки НДФЛ на пассивные доходы, по нашему мнению, не является оправданным. При обсуждении проекта НКУ в 2010 году на эти грабли уже пытался наступить Кабмин Азарова. В итоге даже он не стал вводить прогрессивную ставку, поскольку это могло привести к оттоку депозитов из банковской системы и к нарушению банковской тайны. Вероятно, для нынешнего Кабмина нет таких проблем? Банковская система работает «как часы», от денег населения деваться некуда?

Если уж так хочется обложить и эти доходы, то, по крайней мере, нужно установить единую ставку и она должна быть между 5 и 15%.

12. «Единщики» - юридические лица должны будут применять РРО. «Единщики» также наравне со всеми будут обязаны уплачивать налог на недвижимость. Освобождение коснется только земельного налога.

13. Еще на 3 года до 31.12.2017 г. продлено освобождение от обложения НДС операций по поставке зерновых культур (п. 15-1 подраздела 2 Переходных положений).

14. Внесены изменения в определение термина «роялти». В частности, установлено, что «не вважаються роялті платежі, отримані:

як винагорода за використання комп’ютерної програми, якщо умови використання обмежені функціональним призначенням такої програми та її відтворення обмежене кількістю копій, необхідних для такого використання (використання «кінцевим споживачем»)».

Последствия: увеличится цена программного обеспечения, как минимум, на 20 % (сумму НДС).

15. Ограничения, установленные ст. 140 проекта НКУ, по отнесению на затраты процентов по кредитам, способны окончательно обанкротить некоторые предприятия. Мало того, что банки сейчас и так крайне неохотно выдают кредиты, особенно малоприбыльным предприятиям, так теперь и самим предприятиям будет невыгодно брать кредиты. А как же быть тем предприятиям, в том числе – государственным, которые без кредитов и займов просто не могут запустить производство?

16. Вообще в законопроекте заложена принципиально недопустимая норма, которая в будущем будет «камнем преткновения» во взаимоотношениях между налогоплательщиками и фискальной службой. Речь идет о правах налоговиков проводить проверки правильности ведения бухгалтерского учета и устанавливать методики ведения бухучета для плательщиков единого налога. Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» установлен один из основополагающих принципов бухучета: не завышение активов и не занижение обязательств. Принцип же работы налоговой службы заключается в прямо противоположном: чем больше активы и ниже обязательства, тем выше налог. И вряд ли при таком конфликте интересов фискальная служба будет руководствоваться нормой п. 56.21 НКУ, которая предписывает принимать решение в пользу налогоплательщика в случае возможности неоднозначного толкования норм законодательства .

17. Отдельно хочу остановиться на ужесточении контроля со стороны государства. Вводится отдельная статья по так называемым косвенным методам контроля за доходами и расходами граждан. Вроде бы хорошая и прогрессивная идея, но как предлагается ее реализовать?

1) Все продавцы товаров, стоимость единицы которых превышает 10 минимальных зарплат (в 2014 г. – 12 180 грн.) будут обязаны подавать расчет по форме 1ДФ, вероятно, для контроля налоговыми органами за расходами граждан.

2) А граждане будут обязаны подавать ежегодную декларацию, если они получали пассивные доходы (в любой сумме). Освобождаются от этой миссии только те граждане, совокупный доход у которых за год не превысил 120 минимальных зарплат.

3) Вводится обязательное разовое декларирование всех принадлежащих всем гражданам активов. Декларацию нужно подать до 31 октября 2015 г. Особо умиляет декларирование наличности. Наличность оказывается нужно для этого обязательно внести на счета в банках. При этом на эти суммы, якобы, не распространяются ограничения по снятию со счетов (ха–ха-ха!). Попробовали бы авторы законопроекта, не будучи высокопоставленными чиновниками, сейчас снять деньги со счетов в банках. Кто же эту наличку, с трудом выцарапанную из банков, понесет обратно сдавать в банки?

4) На всякий случай из-под действия Закона «Об основных мерах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» выводятся органы государственной фискальной службы. Хотя за все годы существования этого закона налоговые органы его и так не признавали.

Положительное в законопроекте № 5079:

1) При исчислении налога на прибыль теперь можно использовать согласно п. 14.1.84 и термины из международных стандартов бухучета, а не только из национальных.

2) Из безвозвратной финансовой помощи исключили сумму условных процентов, начисляемых на невозвращенную на конец периода помощь.

3) Для «единщиков» 3 группы (физических лиц – предпринимателей и юридических лиц) уменьшили ставки налога до 2% (плюс НДС) или до 4% (без НДС).

 

II. Изменения в законодательство по обложению ЕСВ (Законопроект № 5080)

1. После многовариантных шараханий в части снижения ставки начислений на фонд оплаты труда КМУ остановился на таком:

- оплата труда до 2 минимальных зарплат облагается в размере ныне существующей ставки;

- свыше 2 минимальных зарплат – с коэффициентом 0,4. ТО ЕСТЬ, СНИЖЕНИЕ НА 60%!!!

Однако не все так радужно.

 Во-первых, это применяется только к доходам по основному месту работы. У совместителей ставка остается прежней.

 Во-вторых, тем работодателям, которые платят зарплату меньше 2 минимальных, придется платить взносы с 2 минимальных зарплат, т.е с не начисленной и не выплаченной зарплаты. Законопроект также заставляет уплачивать ЕСВ в сумме, не менее минимального размера, то есть с 2 минимальных зарплат, ВСЕХ предпринимателей, находящихся как на обычной, так и на упрощенной системе налогообложения. Должен заметить, что подобное страна уже проходила, когда налогоплательщиков заставляли платить взносы (с 1 минимальной зарплаты) даже если зарплата не начислялась и не уплачивалась. Например, такие требования выдвигались по совместителям или в случае, когда на предприятии уже не оставалось никаких наемных работников, а отчет подавал учредитель. От этого уже давно отказались. Зачем же наступать на те же грабли?!

В-третьих, одновременно со снижением ставки ЗНАЧИТЕЛЬНО (с 17 до 80 размеров  прожиточного минимума, в 2014 г. – с 20 706 грн. до 97 440 грн.) повышается максимальный размер облагаемых доходов. То есть максимальный размер ЕСВ, несмотря на понижающий коэффициент 0.4, вырастет практически в 2 раза.

В-четвертых, это увеличение никоим образом не приведет к увеличению пенсий для таких лиц. Ограничение в 10 прожиточных минимумов остается.

Таким образом, можно констатировать, что для работодателей с невысокой (менее 2 минимальных зарплат) зарплатой законопроект не несет ничего, кроме дополнительных финансовых потерь. Для работодателей, выплачивающих  высокую  (свыше 17 прожиточных минимумов) зарплату,  расходы на ЕСВ также увеличатся. Отметим, что для бухгалтеров заметно прибавится работы, соответственно, добавится и возможность совершения ошибок, что приведет к увеличению штрафов.  Для работников при этом никаких выгод в виде возможного повышения пенсий  не появляется. В связи с этим, полагаю, что проект не приведет к запланированной легализации 11 млрд. грн. теневой зарплаты. Скорее, будет наоборот. И принятие такого законопроекта не приведет к дополнительным планируемым поступлениям в бюджет 1,3 млрд. грн. и в Фонды соцстраха 3.3 млрд. грн.

2. Возникает такое впечатление, что основной частью законопроекта является введение новых или повышение уже существующих штрафов. Причем штрафов, взимание которых экономически никак не оправдано.

Штрафы за «нелегальных», то есть неоформленных  работников, по крайней мере, вписываются в кампанию по ликвидации теневых зарплат и увеличение таких штрафов оправданно.

Но введение штрафов на предприятие в размере 3 минимальных зарплат (3654 грн.) ЗА КАЖДОГО РАБОТНИКА при нарушении сроков выплаты зарплаты предприятием является абсолютно неадекватным финансовому положению таких предприятий. Если, например, у государственных предприятий  «Кремнийполимер», «Радиоприбор», «Искра» и т.д. нет средств для выплаты зарплаты, то откуда они появятся на уплаты миллионных штрафов? Или это – средство для их окончательного банкротства?

Введение штрафов за неподачу, несвоевременную подачу, подачу по неустановленной форме отчетности может вызвать желание у Фонда «заработать»  на штрафных санкциях, что несет в себе коррупционную составляющую.

3. Усложняется законопроектом № 5080 и администрирование в этой сфере. Например, работодатели будут обязаны информировать фискальную службу о приеме на работу каждого работника. А допуск до работы возможен только при наличии трудового договора в письменной форме. Что означает трудовой договор в письменной форме? Распространяется ли это требование на существующих работников? Как эти требования соотносятся с ныне действующим КЗоТ? Ответов на эти вопросы нет. А нарушения, естественно, караются штрафами.

ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ:

ЗАКОНОПРОЕКТЫ № 5079 И № 5080 В ПРЕДЛОЖЕННОЙ РЕДАКЦИИ ПРИНИМАТЬ НЕЛЬЗЯ.

 

Заместитель директора ЧПАФ «ЗапорожАудит. Налоги. Право»,

аудитор Билюшов В.М.

Форма входу

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Rambler's Top100 Украинский портАл Запорожье. Городской портал.